
Začátek politické činnosti Ivana Daniloviče
Ivan byl druhým synem moskevského prince Daniila Alexandroviče, zakladatele moskevské linie Rurikoviče, vnuka Alexandra Něvského. Jeho bratři byli Yuri, Alexander, Athanasius a Boris. Po smrti svého otce museli bratři okamžitě vstoupit do politického boje. Jurij Danilovič (moskevský princ v letech 1303-1325) se nemohl dostat ani na pohřeb svého otce. Byl v Perejaslavlu a měšťané ho tam nepustili, protože se báli, že velkovévoda Andrej Alexandrovič Gorodetskij využije okamžiku a město zajme. Za těchto podmínek učinili Danilovichi neobvyklé rozhodnutí: nerozdělili si půdu mezi sebou a rozhodli se držet pohromadě. Mladší bratři zjevně s tímto rozhodnutím nesouhlasili, ale podvolili se vůli starších bratrů.
В 1303 году Даниловичи одержали первую победу. Они вместе явились на съёзд князей в Переяславле и удержали этот город за собой. Хотя Михаил Тверской, которому великий князь Андрей Александрович Городецкий обещал уступить владимирский стол, и пытался удержать город за собой, как часть великого княжения. В весной 1304 году братья захватили Можайск и присоединили его к своим владениям. Теперь княжество Даниловичей охватывало всю Москву-реку от истоков до устья. Для начала 14 столетия это был большой успех.
Летом 1304 года скончался великий князь Андрей, и Даниловичи вступили в борьбу за владимирский стол с тверским князем. «Не искать» великого княжения они не могли. Даниловичи являлись прямыми потомками Александра Невского, его внуками, а тверской князь Михаил – племянником. Отказаться от борьбы или хотя бы не обозначить своих претензий, означало самим признать, что они и их дети не имеют права на владимирский стол. В результате весь род Даниловичей был бы отброшен «на обочину» русской политики. Юрий поехал в Орду добиваться ярлыка от хана Тохты. Иван отправился защищать Переяславль. Борис был направлен для захвата Костромы.
Michail z Tveru, jdoucí ke Chánovi, vyslal podél silnic základny, aby zadržely Daniloviče (Jurij unikl tverským oddílům). Také předem, aniž by čekal na rozhodnutí chána Tokhty, poslal své bojary do Novgorodu, Kostromy a Nižního Novgorodu. Města musela uznat Michaela jako velkovévodu, aby předala velkovévodské daně a dary doprovázející akci. Michail potřeboval hodně peněz, aby „vyřešil problém“ v Hordě. Kromě toho nařídil shromáždit armádu a zajmout Pereyaslavl.
V Rus byla vlna střetů a problémů. Novgorodští boháči, dobře zběhlí v monetární politice, si uvědomili, že tverský princ je mazaný, a nechtěli se rozdělit. Bez štítku nebyl Michail ve Velkém Novgorodu uznán jako velkovévoda. V Nižním Novgorodu to bylo pro Tverity ještě smutnější. Zde nebyl Michail milován a svolaný veche byl rozhořčen, byli zabiti vyslanci tverského prince, kteří se pokusili začít vybírat peníze násilím. V Kostromě byli také vyhnáni vyslanci tverského knížete, dva byli zabiti. Princ Boris Danilovič byl však zadržen na cestě do Kostromy a odvezen do Tveru.
Под Переяславлем произошло настоящее сражение. Иван Данилович, узнав, что из Твери идёт рать, послал в Москву за подмогой и вывел переяславцев навстречу противнику. Князь Иван смог сдержать атаки тверичей до подхода подкреплений. Воевода Родион Нестерович с московской ратью нанес неожиданный удар по противнику. Когда тверской воевода Акинф погиб, войско побежало.
Ve Zlaté hordě v té době probíhala „bitva o peněženky“ mezi Michailem a Jurim, která se protáhla až do příštího roku. Princové zasypali dary chána, jeho manželky, dávali úplatky hodnostářům. Tokhta vyprázdnil pokladnici ve válce s Nogaiem a potřeboval peníze, aby mohl pokračovat v boji, takže chán s rozhodnutím nijak nespěchal. Spořivý Daniel nashromáždil tučnou pokladnu, Yuri měl peníze. Michail hodně utrácel, dokonce se zadlužil u lichvářů Hordy, aniž by čekal na peníze z ruských měst. Kníže z Tveru byl dokonce připraven slíbit chánovi zvýšení tributu z ruské země. Zde Jurij, zasažen nezodpovědností svého protivníka, souhlasil s opuštěním „vlasti“, aby ruská země nezemřela. Svou kandidaturu stáhl.
Михаил получил ярлык на великое княжение. После того как во Владимире митрополит возложил на его голову великокняжеский венец, Михаил Ярославич решил наказать противников. Он отправил своего подопечного князя Михаила Городецкого с тверскими войсками в Нижний Новгород. Все «вечники» учинившие бунт были казнены. Наказанию подверглись и костромичи. С Даниловичами Михаил собирался воевать. Первоначально от войны его удерживал митрополит, но в 1305 году он умер. В 1306 году Михаил с союзными князями пошёл на Москву. Однако поход не имел успеха. В 1307 году Михаил организовал второй поход на Москву. Тверичи «много зла сотвори» на Московской земле. 25 августа начался штурм города. Бой был жестоким. Москвичи знали, что пощады не будет, дрались упорно. Приступ отразили, Михаил был вынужден снова отступить. Не ладилось у Михаила с Новгородом. Денег давать великому князю они не спешили. Воевать с Москвой также отказались. Когда великий владимирский и тверской князь начал давать, новгородцы пообещали, что позовут на свой стол московских князей.
Michail byl nucen zavolat o pomoc Hordu. Na podzim roku 1307 přišla Tairovova armáda. Pravda, tentokrát Horda trochu zostudila, nebylo poškozeno ani jedno město. Moskva ale ten náznak pochopila. Jurij Daniilovič byl nucen postoupit Pereyaslavl. Novgorod se také podrobil novému velkovévodovi. Navíc došlo k rozkolu mezi samotnými Daniloviči. Boris a jeho bratr Alexander v důsledku rozporů se svým starším bratrem odešli do Tveru.
Yuri a Ivan si vytvořili velmi plodný vztah. Jurij se více angažoval ve vojenských otázkách, vedl zahraniční politiku a Ivan převzal vnitřní řízení knížectví. Ivan Danilovič řešil ekonomické otázky, měl na starosti výběr daní, svědomitě hrál roli soudce. Kroniky poznamenávají, že Moskvané se do prince zamilovali pro jeho vysokou odpovědnost, přímluvu za „vdovy a sirotky“. Kníže nezanedbal rozdělování almužen. Dostal dokonce přezdívku – Dobrý. Říkalo se mu také Kalita (od slova „Kalita“ – malý váček na peníze do pasu), ale méně často. Již v pozdější době nechali autoři kronik, aby knížete odlišili od ostatních panovníků, vzácnější přezdívku - Kalita.
Jak Ivan navázal přátelství s metropolitou Peterem
Ivan navázal přátelství s novým metropolitou. Peter byl známý uměním malby ikon, je autorem první moskevské zázračné ikony, zvané „Petrovskaja“. Galicijský velkovévoda Jurij Lvovič, nespokojený s tím, že kyjevský metropolita a všeruský Maxim opustili Kyjev a usadili se ve Vladimiru na Kljazmě, chtěl v Rusku vytvořit druhou metropoli. Za nového metropolitu si vybral hegumena rathenského kláštera Petra, který proslul svou askezí. Konstantinopolský patriarcha se již rozhodl vytvořit novou metropoli, když se dozvědělo o smrti metropolity Maxima, a přišel kandidát tverského prince - hegumen jednoho z tverských klášterů Gerontius. Poté se patriarcha vrátil k myšlence oživení metropole v Kyjevě.
Но решающее слово на Руси тогда было за золотоордынским царём. В 1308-1309 гг. Пётр отправился в Сарай за ярлыком. Тохта его выдал, но по каким-то своим соображениям предпочёл (видимо, было понимание, что Киев и Галич всё больше подпадают под влияние Запада), чтобы ставка митрополита осталась во Владимире. Михаил тверской обиженный решением патриарха, решил «свалить» нового митрополита. Он подговорил тверского епископа Андрея написать донос в Константинополь. Нашлись и другие недовольные, которые поддержали обвинение. Патриарх Афанасий послал своего клирика, чтобы разобраться в ситуации.
В 1311 году был созван собор в Переяславле для суда над Петром. На него съехалось русское духовенство, князья, дети великого князя Михаила с боярами. Тверичи начали обвинять митрополита, страсти дошли чуть ли не до рукоприкладства. Однако оказалось, что митрополит Пётр уже смог сыскать огромное уважение в простом народе. В Переяславль для его защиты, сам митрополит был кроткого нрава, старался учить людей добрым словом и примером, приехало множество монахов, священников и простого люда. Они не дали Петра в обиду. За него встала и московская делегация во главе с Иваном Добрым. В результате суд оправдал Пётра, обвинение Андрея назвали клеветой. Пётр был действительно человеком миролюбивым, он даже главного своего обвинителя Андрея, отпустил с миром.
В 1311 году появился новый повод для столкновения Москвы и Твери. В 1311 году умер нижегородский князь Михаил. Наследников он не оставил. Михаил был внуком Александра Невского, его ближайшими родственниками были московские князья. Юрий тут же по праву наследования захватил Нижегородское княжество. Великий князь Михаил рассвирепел и направил на Нижний Новгород войско. Тут проявил себя митрополит. Он под страхом отлучения от церкви запретил тверичам воевать. Пётр уже видел своими глазами ужасы братоубийственной войны на Южной Руси и не хотел их повторения на севере. Он предложил великому князю компромиссный вариант – посадить в Нижнем Новгороде князя Бориса, одного из братьев Даниловичей сбежавших в Тверь. Это соглашение всех устроило. С одной стороны, отчина Александра Невского оставалась принадлежащей его роду, а с другой, не попадала под власть Москвы, т. к. Борис стал верным соратником Михаила.
Пётр неустанно трудился. Великий князь владимирский и тверской остался недоволен решением по поводу Нижнего Новгорода. В Константинополь посыпались новые жалобы и доносы. Петру пришлось съездить в Византию, чтобы лично оправдаться. Он также постоянно путешествовал по Северной и Южной Руси. В официальной резиденции во Владимире бывал редко, город потерял былой блеск, запустел. Пётр, возвращаясь из путешествий, предпочитал жить в более уютном Переяславле. Посещал и Тверь, но не задерживался. Михаил к нему был холоден. Будучи кротким с личными противниками, Пётр умел быть строгим, когда дело касалось принципиальных вопросов. За непорядки злоупотребления были лишёны своих санов сарский и ростовский епископы. Для борьбы с ересью, которая проникла на Русь через Новгород, её поддерживал и тверской епископ Андрей, был созван поместный собор. В ходе споров Иван Данилович вновь всецело поддержал митрополита. Новгородского протопопа Вавилу, который распространял ересь, прокляли. Тверского епископа митрополит снова простил.
V Moskvě se Peter stal nejmilejším hostem. Ivan Dobrý se s ním srdečně setkal, snažil se s ním více mluvit, naslouchal pokynům a radám. Metropolita měl Kalitu stále více rád: energickou, inteligentní a zbožnou. Zdál se mu knížetem, s nímž by bylo možné společně oživit ruskou zemi.
Revoluce v Hordě
В это время назревали негативные события в Орде. «Космополитическая» прослойка Орды - мусульмане и евреи - была недовольна политикой Тохты. Он действовал в соответствии с традициями Чингисхана. Тохта проводил политику укрепления центральной власти и поддержки городов. Провел денежную унификационную реформу и упорядочил административную систему. Разбил Ногая, который фактически создавал своё государство на западе Орды - ему удалось подчинить своей власти огромную территорию по Дунаю, Днестру, Днепру, его вассалами признали себя Византия, Сербия и Болгария. Так было восстановлено единство Золотой Орды.
Войны Тохты на востоке, в сибирских и приуральских степях, нарушали торговлю с Китаем и Средней Азией. Кроме того, Тохта решил поставить на место участников тогдашнего торгового «интернационала» - генуэзцев. Итальянцы уже давно забыли о первоначальных договорах с ханами. Их колонии захватывали окрестные земли, жили по своим законам, дани не платили, жирели на работорговле. Тохта решил их привести в чувство, установить общий порядок на всей территории державы. К тому же война с генуэзцами была выгодным мероприятием и с экономической точки зрения. Так можно было пополнить казну, щедро наградить воинов. Золотоордынский царь бросил армию на Кафу, город был захвачен и погромлен. Однако это был вызов ордынской купеческой группировке, повязанной с генуэзцами общими интересами. Тохте был подписан смертный приговор. Однако дело заключалось не только в смене правителя, вопрос был более стратегического характера, рассчитанного на столетия вперёд. Народы Орды решили исламизировать. Для этой цели был подготовлен и угодный «интернационалу» хан – Узбек, которого уже склонили к исламу. Он приходился племянником хану Тохте.
В августе 1312 года Тохту отравили. Его законным наследником стал сын Иксар (Ильбасар), которого поддерживал могущественный эмир Кадак. Однако, когда в январе 1313 года Узбек вместе беклярбеком Кутлуг-Тимуром приехали из Ургенча якобы для того чтобы сказать близким покойного хана слова утешения, они убили Иксара и Кадака. Это деяние весьма плохо сочетается с хвалебными речами мусульманских и арабских писателей в отношении Узбека. Очевидно, что это очередной пример, когда историю пишут под победителей. Узбек, убивший родственника и законного правителя, но поставивший под власть ислама огромную территорию евразийской империи, стал героем для мусульман.
Опорой и советниками Узбека стали крупные ордынские торговцы, ордынский «интернационал». Государственной религией Золотой Орды Узбек объявил ислам. Часть элиты возмутилась, особенно степная военная знать. Они отказывались принимать «веру арабов», выступали за традиционные порядки и веру предков. Так, лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и заявили новому хану: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов?» Поэтому несколько лет Узбеку пришлось бороться с партией традиционалистов. Было казнено несколько десятков представителей высшей знати Золотой Орды (в различных источниках есть цифры от 70 до 120 человек), которые выступали за сохранение старых порядков. Таким образом, в Орде «космополитическая», торговая партия победила и частично уничтожила военную, языческую элиту. Простой народ, особенно в начале, эта революция не затронула. Так, есть сообщение, что ещё во время Куликовской битвы воины Мамая исповедовали как ислам, так и язычество.
Přijetí islámu jako státního náboženství Zlaté hordy bylo začátkem konce této stepní říše. Islám byl cizí většině obyvatel Hordy. Mnozí přijali islám formálně. Vyhlazení vojenské aristokracie a posílení pozice kupeckých kruhů podkopalo základ Hordy. Setrvačností to nějakou dobu vzkvétalo, předchozí úspěchy včetně tokhtských reforem se projevily, ale virus už zasáhl tělo impéria. Ne nadarmo přešly později desetitisíce „Tatarů“ do služeb ruských knížat a přijaly pravoslaví, které se v úpravě Sergeje z Radoněže ukázalo být duchem bližší než „arabská víra“.
Vláda Uzbeka vedla v Rusku k velké a krvavé bratrovražedné válce. V Rusku se islám neujal, ale v Hordě se „všechno aktualizuje“, takže nálepky bývalého chána ztratily svůj význam. Metropolite, princové byli nuceni se všeho vzdát a spěchat k Hordě, znovu potvrdit a koupit své posty.
Chcete-li se pokračovat ...